Skip to content

ВАСУ разъяснил порядок исчисления срока обращения налоговой в суд за взысканием налогового долга

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ

ПИСЬМО

от 09.04.2012 г. N 1017/11/13-12

Председателям апелляционных административных судов.

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением сроков обращения в административный суд по делам, возникающим из налоговых отношений в сфере погашения налогового долга, на основании пункта 4 части первой статьи 32 Закона Украины "О судоустройстве и статусе судей" Высший административный суд Украины считает необходимым сообщить следующее.

По содержанию части первой статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства Украины взыскание средств по налоговому долгу может осуществляться в порядке обращения органа государственной налоговой службы в административный суд с соответствующим представлением.

Представление подается в суд первой инстанции в течение двадцати четырех часов с момента установления обстоятельств, предопределяющих обращение в суд, по общим правилам подсудности, установленным этим Кодексом, в письменной форме и должно содержать, в частности, основания обращения с представлением, обстоятельства, подтверждающиеся доказательствами, и требования заявителя.

С учетом предписаний пункта 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины, согласно которому взыскание средств и продажа имущества налогоплательщика осуществляется не ранее чем через 60 календарных дней с момента направления такому плательщику налогового требования, налоговый орган обязан приобщить к представлению о взыскании средств по налоговому долгу доказательства направления налогового требования налогоплательщику, что является необходимым для правильного расчета срока в 60 дней, который должен истечь со дня направления соответствующего представления.

Пунктом 59.1 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что порядок направления налогоплательщику налогового требования является тождественным порядку направления налогового уведомления-решения.

В соответствии с пунктом 58.3 Налогового кодекса Украины налоговое уведомление-решение считается направленным (врученным) юридическому лицу, если, в частности, оно передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или напралено письмом с уведомлением о вручении.

Таким образом, приведенная норма Кодекса предусматривает два альтернативных способа информирования плательщика о наличии налогового уведомления-решения, а именно:

- непосредственное вручение такого решения под расписку;

- направление письмом с уведомлением о вручении.

При этом правовая конструкция этой нормы никоим образом не определяет очередность или не предоставляет преимуществ в применении налоговым органом любого из отмеченных способов. Употребление в приведенном законодательном предписании союз "или" указывает на равнозначность отмеченных способов и возможность использования любого из них по выбору налогового органа.

Собственно же направление в понимании этой нормы предусматривает направление адресату (плательщику) письма с уведомлением о вручении. То есть для факта направления достаточным является передача налоговым органом соответствующего вида почтовой корреспонденции на почту, тогда как дальнейшее вручение (получение) адресатом (плательщиком) такого письма является отдельным действием, которое не влияет на начало отсчета 60-дневного срока в порядке пункта 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины.

Правильность такого толкования пункта 58.3 статьи 53 Налогового кодекса Украины подтверждается и тем, что этот Кодекс различает понятие "направление" и "получение" без их отождествления. Так, в пункте 56.18 статьи 56 названного Кодекса возникновение права плательщика на обжалование решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства связано именно с получением такого решения. Согласно же пункту 79.2 статьи 79 этого же Кодекса одним из обязательных условий проведения должностными лицами органа государственной налоговой службы документальной внеплановой невыездной проверки является, в частности, направление налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 42.2 статьи 42 Налогового кодекса Украины документы считаются должным образом врученными, если они направлены по адресу (месту нахождения, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении.

Учитывая изложенное, термин "направление" налогового требования в контексте нормы пункта 95.2 статьи 95 Налогового кодекса Украины означает отправку налогового требования налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес такого налогоплательщика.

Соответственно в случае использования почтового способа информирования налогоплательщика о наличии у него налогового долга право на внесение представления о взыскании налогового долга возникает у налогового органа на следующий день после окончания 60 дней со дня направления налогоплательщику налогового требования заказным письмом с уведомлением о вручении, независимо от даты фактического получения этого налогового требования налогоплательщиком, указанной в уведомлении о вручении.

Это письмо предлагаем довести судьям местных и апелляционных административных судов для учета при осуществлении правосудия.

Заместитель Председателя суда

М. Цуркан


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *