Согласно Закону № 5037-VI, с 1 января 2013 года в Украине государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, здания и сооружения и т.п.) будет проводиться по упрощенной процедуре по принципу «единого окна». Регистрацию будут проводить госрегистраторы прав на недвижимое имущество и нотариусы. На сегодня в Украине создано 583 органов государственной регистрации прав, в которых работает 2646 государственных регистраторов. Количество государственных и частных нотариусов составляет 6835 лиц.
Органами государственной регистрации прав будет осуществляться «первичная» регистрация вещных прав на недвижимое имущество (новопостроенных домов, квартир в новостройках или формирующихся земельных участков), а также всех прав на недвижимое имущество, возникших до 1 января 2013 года.
Орган госрегистрации прав по местонахождению недвижимого имущества будет регистрировать соответствующие права и выдавать свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Сроки регистрации не будут превышать 14 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления. Право собственности на земельный участок будет осуществляться после госрегистрации этого земельного участка в Государственном земельном кадастре.
На сайте Государственной регистрационной службы размещен специальный Справочник для пользователей регистрационными услугами, в котором можно ознакомиться с адресами органов госрегистрации прав, предоставляются разъяснения и т.д.
Нотариусами будет регистрироваться переход права собственности на недвижимое имущество, то есть, будет осуществляться «вторичная» государственная регистрация недвижимости. При удостоверении договоров купли-продажи, мены, дарения недвижимого имущества и земельных участков, приобретения права собственности на унаследованную недвижимость и т.д нотариус будет осуществлять одновременно процедуру государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Сведения в Реестр нотариус будет вносить практически «день в день». Будет обеспечено функционирование этой процедуры по принципу «единого окна», когда нотариус лично будет осуществлять государственную регистрацию и будет выдавать выписки из Реестра.
Плата за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их отягощений установлена в виде государственной пошлины, которая будет одинаковым на всей территории Украины.
Так, за проведение государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество государственная пошлина будет взиматься в размере 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (что составляет 119 грн), а за государственную регистрацию других вещных прав на недвижимое имущество, и обременений прав на недвижимые вещи - 3 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 51 грн.
Права на недвижимое имущество, возникшие и зарегистрированные в установленном порядке до 2013 года, будут признаваться действительными и с 1 января 2013 года. Законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. В случае обращения по желанию лица за проведением такой перерегистрации государственная пошлина не взимается.